ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Казачьему роду нет переводу»

Автор - составитель                                                                                                                                                                                           Санташева Ольга Прокопьевна                                                                                     руководитель детского казачьего                                                                                                                 ансамбля «Казачата»

Направленность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы детей – художественно – эстетическая. В наше время всё очевидней становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение, как для народных обычаев, традиций и верований, так и для воспитания чисто человеческих качеств, таких как любовь к Родине, служение Отечеству, патриотизм и мужество. Развитие личности ребёнка в образе казака, истинного защитника Отечества с формированием его мировозрения, создание условий для позитивной социализации и профессионального самоопределения, обеспечение духовно – нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей – это и есть одна из задач, поставленных законом «Об образовании»  Российской Федерации. Отшлифованные веками народные обычаи и традиции – это кладезь мудрости, согласия, человеческих взаимоотношений. С забвением народных традиций были утрачены особенности воспитания подрастающего поколения. Восстанавливая, изучая и сохраняя обычаи и традиции казачества, есть основание полагать, что приобщение детей к корням и истокам казачества позволит бороться с бездуховностью и нравственной деградацией в современном обществе. Будучи руководителем ансамбля «Казачата» провела опрос среди  родителей, детей, педагогов. На основе общественного мнения сформировался социальный запрос, возникла тенденция интереса к социальной культуре казаков. Создана Заиграевская станица, но устои ещё до конца не сформировались.                                                 Актуальность программы       Сегодня в связи с актуальностью патриотического воспитания граждан возникает необходимость возрождения традиций казачества. Всем знакома истина - воспитание начинается с детства. Вот и прикосновение к культуре российского казачества, знакомство со славной историей, традициями казаков Забайкалья надо начинать с детского сада. Народная культура с раннего возраста предстаёт перед детьми в своей целостности, многогранности, воедино связанной  с жизнью человека. С точки зрения выполнения на местах и конкретных социумах целей и задач, поставленных в приказе  по Министерству образования и науки РБ «Об изучении национально – регионального компонента в Бурятии», в рамках приемственности и сетевого взаимодействия с детским садом, школой и ЦДЮТ реализуется данная программа во исполнении приказа о НРК. Прежде чем составить программу, мною был проведён опрос среди родителей, детей, педагогов. На основе общественного мнения сформировался социальный заказ. Возникла тенденция интереса к социальной культуре казаков. Создана Заиграевская станица, и хотя устои ещё не сформированы до конца, но уже есть потенциал для создания более маштабного проекта по возрождению казачества в местном социуме. Таким образом, данная прграмма является объективно востребованной в системе «Местный социум – наличие социального заказа – формы реализации социального заказа».    Актуальность программы заключается в создании оригинальной методики приобщения разновозрастных детей к казачьему фольклору, к искусству казачьего народного пения, опираясь на идею генетической одарённости, позволяющей добиваться высоких результатов не только с детьми с ярко выраженными способностями, но и обеспечивать поле деятельности для развития творческого самопроявления и самовыражения детей менее одарённых;      -  в  создании комфортной этномузыкальной, звуковой среды для занятий с детьми;      - в воспитании в детях чувства «духа казачества», уважения к их традициям, культуре, быту;      - в применении игровых технологий, моделирующих  жизненные ситуации;      - в применении музейной педагогики       - обогащение опыта посредством обращения к традициям народной культуры Забайкалья, обычаям, обрядам формируют национальное сознание и уважение к историческому прошлому.      Обращение в программе к традициям народной культуры обусловлено тем, что духовное, нравственное,  патриотическое воспитание невозможно без усвоения культурно - исторического опыта народа, сложившегося веками. В условиях республики Бурятия своей яркой самобытностью, своеобразием традиций, обычаев, обрядов выделяется культура семейских, казаков, бурят. Приобщение детей к фольклорному наследию одно из решений сохранения духовных, нравственных ориентиров личности.     Таким образом программа является объективно восстребованной в системе «Местный социум – наличие социального заказа – формы реализации социального заказа».                                                   Новизна программы         Новизна программы  заключается:  в многоступенчатости обучения, позволяющей воспитанникам пройти путь от ознакомительного до углублённого уровня знаний, умений и навыков и формировании на их базе новых компетенций. При этом воспитанники, в зависимости от индивидуальных способностей, могут быть приняты или переведены на любую степень обучения;   -  в разработке и внедрении занятий, интегрирующих в себе многообразие предметов (вокальное мастерство, игра на народных инструментах, хореография, пластика,   элементы театрализации обрядов, музейная педагогика, народное декоративно- прикладное искусство)                                                                            -  во введении регионального компонента в учебно - творческий процесс работы по изучению, практическому воплощению произведений народной (казачьей) культуры Забайкалья;    -   в личностно- ориентированном обучении детей  казачьим традициям Забайкалья, Сибири и Российского казачества в целом.    -  новой, данная программа является ещё и потому, что в неё включена работа по изучению и сбору фольклорного материала. Воспитанники ансамбля осуществляют проектно – исследовательскую деятельность, по итогам которой создаются новые концертные номера, входящие в концертные выступления на различных уровнях.                         Педагогическая целесообразность программы.        Так как на всех государственных уровнях сейчас ставится задача перед образовательным пространством России – «формирование национального сознания»  и «формирование уважения к историческому прошлому своего народа» - проблема возрождения и сохранения народного казачьего фольклора сегодня, как никогда является очень важной. К сожалению, в прошлом народные культурные традиции постепенно выхолащивались и терялись. Процесс реализации программы «Казачьему роду нет переводу» в посильной мере восполняет этот пробел.      Народное творчество – одно из самых ярких, красочных, доступных восприятию ребёнка сфер искусств. С давних времён оно служило самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. А позднее стало школой патриотического, духовно – нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений.       Во многих районах республики образованы казачьи станицы. Заиграевский район в том числе. В 2003 году на базе ДК п.Заиграево был создан ансамбль казачьей песни «Сибиряки» (руководитель Воробьёва М.В.), участницей которого, я на тот момент являлась. С 2005 года возникла потребность создания коллектива – спутника «Казачата» в детском саду. В 2013 году был организован детский казачий ансамбль «Казачата» в Заиграевском ЦДЮТ. На сегодняшний момент, мною создан ансамбль казачьей песни «Заиграевские казаки» на базе Заиграевской станицы.                Во многих образовательных учреждениях Республики Бурятия создаются условия для возрождения и сохранения русской (казачьей) культуры – музейная педагогика, фольклорные (казачьи) коллективы. Данную программу можно считать специализированной, т.к. она обращена к народным истокам, к традициям казачьей культуры Забайкалья, России, к возрождению обычаев, обрядов. Кроме этого, она ещё и органично дополняет и перекликается с такими школьными уроками как  «музыка», «история», «литература», «МХК». Таким образом, внутренний процесс реализации данной программы насыщен взаимосвязью с общим образованием. Внешне же проявление такой взаимосвязи находит воплощение в различных формах сетевого сотрудничества ансамбля с организациями местного сообщества. Программа также ставит своей целью подготовку продвинутых детей к поступлению на народное отделение ВСГАКИ, даёт детям возможность познакомиться с профессией артиста, певца, музыканта; получить теоретическую и практическую подготовку и достаточный творческий опыт, который в дальнейшем позволит продолжить образование в учебном заведении культуры и искусств и использовать полученные знания и навыки в рамках других творческих профессий. А так же педагогическая целесообразность программы заключается в возможности реализации интересов разновозрастных детей и формировании их потребностей в саморазвитии, самореализации и готовности к выполнению различных функций в обществе, формировании казачьей культуры через педагогическую систему.Хочу такой сайт

Санташева О.П..doc (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.01.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-30136-4-18-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».